:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея газете «Советская Белоруссия» (27 мая 2014 г.)

29.05.2014 г.

Устойчивое развитие стало новой идеологией

28 — 31 мая нашу страну с рабочим визитом посетит администратор Программы развития ООН (ПРООН) Хелен Кларк.

ПРООН — это ключевая структура системы ООН, которая оказывает экспертное содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой по широкому спектру направлений, координирует деятельность в области развития специализированных учреждений ООН. Наряду с предоставлением средств из собственных бюджетных ресурсов для реализации проектов технического содействия активно мобилизует ресурсы международных доноров.

О том, как развивается сотрудничество Беларуси с ПРООН и как оценивается в нашей стране деятельность этой структуры, мы попросили рассказать министра иностранных дел  В.В. Макея.

- Владимир Владимирович, в каком контексте вы рассматриваете визит в нашу страну администратора Программы развития ООН Хелен Кларк и каково его значение?

- Необходимо сразу отметить, что администратор ПРООН — это важнейшее должностное лицо в исполнительной структуре ООН, де-факто первый заместитель Генерального секретаря ООН, отвечающий за социально-экономический блок организации. Его действия и решения зачастую имеют гораздо более серьезные и конкретные последствия для государств, нежели политического руководства секретариата ООН, включая самого Генерального секретаря. В этом веке такой визит осуществляется в нашу страну впервые.

Необходимо отметить, что Хелен Кларк — уважаемая международная фигура. Она одна из немногих реальных политиков, кто достиг политических вершин и в своей стране, и на международной арене. Многие годы Х.Кларк возглавляла Лейбористскую партию (Партию труда) Новой Зеландии, с 1999 по 2008 год являлась премьер-министром этой страны. Госпожа Кларк — крупный специалист по вопросам развития, работала в новозеландских правительствах министром строительства, здравоохранения, культуры. Известный борец за мир.

С 2009 года Х.Кларк возглавляет Программу развития ООН.

 — Каковы реальные возможности этой структуры?

 — Насколько я помню, объем программной деятельности ПРООН составляет порядка 7 млрд. долларов США в год, что превышает регулярный бюджет самой ООН. Программа имеет представительства более чем в 130 странах мира, которые одновременно выполняют функции дипмиссий ООН. Кстати, Беларусь была первым государством на пространстве бывшего СССР, где в 1992 году было открыто представительство ПРООН. С тех пор в нашей стране были реализованы программы техпомощи на сотни миллионов долларов США. Нынешняя страновая программа для Беларуси охватывает темы от постчернобыльской реабилитации до профилактики распространения ВИЧ/СПИД и борьбы с туберкулезом.

 — Есть ли какие-то особенности, необычные стороны у визита?

 — Программа развития ООН много сделала в плане оказания помощи Беларуси по вопросам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и выступает координатором международного чернобыльского сотрудничества. В Минске 30 мая под руководством администратора ПРООН пройдет заседание Межучрежденческой группы ООН по Чернобылю, которое будет посвящено разработке соответствующих стратегий после истечения в 2016 году сроков ныне действующих программ. Межучрежденческая группа объединяет более десятка различных учреждений системы ООН, а также порядка десяти стран, включая наиболее пострадавшие государства (а это, кроме нас, Россия и Украина) и государства-доноры. Это заседание станет первым выездным заседанием за всю историю существования Межучрежденческой группы. Символично, что оно пройдет именно в Минске, поскольку этот факт подчеркивает роль Беларуси в процессах наработки и анализа уникального опыта борьбы с последствиями аварии. Эти вопросы, с другой стороны, важны и для всего мира. Мы готовы поделиться нашим опытом и тем самым внести свой вклад в укрепление глобального режима ядерной и радиационной безопасности.

 — Хелен Кларк известна своей приверженностью задачам устойчивого развития и помощи нуждающимся странам.

 — Совершенно верно. Это ее убеждения, а не конъюнктурные соображения. В период руководства Х.Кларк ПРООН устойчивое развитие стало своего рода новой идеологией, пронизывающей деятельность Организации Объединенных Наций. Цель этой идеологии в том, чтобы развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не ставило под угрозу жизнь и безопасность будущих поколений. В первую очередь речь идет об исчерпаемости природных ресурсов. Устойчивое развитие предполагает связь экономического развития и состояния окружающей среды.

Также устойчивое развитие и нищета — несовместимые вещи. Поэтому для достижения устойчивого развития необходимы экономическое равенство и социальная справедливость как внутри стран, так и в глобальной международной системе. Эти темы близки и нам, и мы верим в конструктивное взаимодействие с ООН и ее глобальную роль.

Одобренные мировыми лидерами в 2000 году цели развития Декларации тысячелетия составили первую в мировой истории глобальную программу развития и улучшения жизни населения планеты.

В 2015 году главы государств соберутся на очередной саммит ООН для рассмотрения результатов проделанной странами и в целом международным сообществом работы. Сейчас в рамках ООН с нашим активным участием идет разработка новых целей устойчивого развития.

 — Как мир продвигается к достижению целей, установленных для 2015 года?

 — Это движение происходит неравномерно. В то время как одни страны уже достигли многие из целей, другие не приступали еще ни к одной. В число крупных стран, добившихся значительного прогресса на этом пути, вошли Китай, где количество бедного населения сократилось вдвое, а также Индия. Обе страны обладают мощными внутренними и внешними факторами развития. Регионы же, наиболее нуждающиеся в переменах, такие, как страны Африки к югу от Сахары, все еще должны предпринять радикальные изменения для повышения качества жизни населения.

По целому ряду направлений достижение целей развития оказалось под угрозой из-за порожденного на Западе глобального экономического кризиса 2008 — 2009 годов, который не сразу, но тяжело накрыл развивающийся мир, а также сократил возможности развитых стран в оказании помощи. Печальные последствия кризиса наиболее ярко проявились в странах Ближнего Востока, обострили ситуацию как в Восточной Европе, так и в других регионах мира.

 — А на каком счету Беларусь с точки зрения достижения целей развития Декларации тысячелетия?

 — Благодаря последовательным национальным усилиям Беларусь досрочно выполнила цели развития по борьбе с нищетой и голодом, обеспечению всеобщего начального образования, снижению материнской и детской смертности, достижению гендерного равенства. Индикатором общего национального успеха за последние годы является тот факт, что по индексу человеческого развития, который составляется ПРООН, Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает по этому показателю все страны — члены СНГ.

Однако перед нами возникают новые вызовы, особенно в экономической сфере, с которыми мы справимся успешно, опираясь на конструктивное международное сотрудничество. Нельзя рвать ткань налаженных экономических связей по причине политических разногласий, неприемлема распространяющаяся практика односторонних санкций, в том числе против постоянного члена Совета Безопасности ООН. О каком устойчивом развитии мы можем говорить, когда под него постоянно подкладываются «самодельные» мины, будь то дело рук рыночных воротил, вздыбливающих мировую экономику, или неуемных, а точнее, неумных политиков. Подчеркиваю: в современном мире чрезвычайно важна роль ООН как объективного международного медиатора, и мы к этому рано или поздно придем.

 — Планирует ли Беларусь предложить ООН свой опыт и потенциал в решении проблем устойчивого развития?

 — Беларуси действительно есть чем гордиться и поделиться, прежде всего со странами СНГ, Восточной и Юго-Восточной Европы. Большинство этих стран, как и сама Беларусь, являются государствами со средним уровнем дохода. Было бы правильно, чтобы ООН с ее экспертным потенциалом помогла этим странам прочно стать на ноги и обратить их более релевантный опыт на помощь самым нуждающимся государствам.

Уже есть весьма значительный опыт сотрудничества Беларуси с рядом стран СНГ, например, по линии ВОЗ, включая такие актуальные направления, как борьба с инфекционными заболеваниями и вирусология. Другим ярким примером сотрудничества является деятельность Международного учебного центра подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми при Академии МВД Республики Беларусь. Центр создан при поддержке Международной организации по миграции в 2007 году. На его базе уже прошли обучение более 1.300 человек.

С учетом того, что в Минске расположена штаб-квартира СНГ и имеется нужная инфраструктура, здесь можно было бы развернуть более активное сотрудничество с ООН для стран СНГ и примыкающих к нему государств по вопросам устойчивого развития. Начать, например, возможно с планирующегося создания в белорусской столице Евразийского офиса Всемирной метеорологической организации, занимающейся в том числе такой важнейшей проблемой, как глобальное изменение климата. Опыт белорусской столицы представляет интерес в плане рационального обустройства городов и создания в них более благоприятных условий для жизни. Одним словом, Беларусь готова быть не только получателем технической помощи, мы можем много предложить в плане развития социальной сферы и поделиться своим опытом с другими.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти